Ледовая скульптура
Приближающаяся зима обещает нам снежные горы, игру в снежки, и, разумеется, большие и малые ледовые городки в разных уголках Екатеринбурга, Челябинска и других городов Урала.
В Екатеринбурге вот уже 10 лет проходит Международный фестиваль ледовой скульптуры «Европа-Азия», и за это время в городе появились настоящие мастера этого уникального искусства.
Ледовая скульптура — явление, которое не может не вызывать особенного трепета. Слишком велик контраст между временем и силами, которые затрачены на создание ледовой скульптуры, и сроком ее жизни.
Время, которая «проживает» ледовая скульптура в помещении или на летней улице, не превышает пяти — восьми часов, тогда как на создание скульптуры средней сложности требуется неделя.
Ледовую скульптуру иногда сравнивают с огненной, световой, время существования которой еще более ограничено. Однако такое сопоставление не совсем корректно, ведь больше всего времени занимают расчеты, и световая скульптура вполне может быть возобновлена в соответствии с однажды сделанными расчетами.
Таяние же ледовой скульптуры — это необратимое исчезновение объекта искусства.
Впрочем, современные технологии позволяют сохранить изображение ледовой статуи (как и световой композиции) на многие годы.
И, однако, ледовая скульптура продолжает стоять особняком в ряду других видов искусства. Именно благодаря своей эфемерности такая скульптура стала объектом высокой ценности, элитным подарком на торжествах высокого уровня.
Но у ледовой скульптуры есть и оборотная, жизнеутверждающая сторона. Ледовая скульптура в ландшафтном дизайне зимнего города — это главная зимняя радость детворы, да и взрослого населения.
На зимней улице жизнь ледяной статуи может длиться несколько месяцев, особенно в морозные зимы без ранней оттепели. И все это время она соединяет торжественный мир зимней природы с миром человеческого праздника, смеха и веселья.
Ледовые скульптуры, каждую зиму вырастающие на главной площади Екатеринбурга, не только красивые, но, зачастую и функциональны — они являются частью новогоднего парка аттракционов.
Художники по льду не довольствуются свойствами самого материала, смело используя как смешанную технику, так и элементы других видов искусства. Если использование подсветки в ледовых композициях стала уже классикой, то ледовый театр, открывшийся этой зимой в Москве, для нас пока внове.
Как и в любом искусстве, здесь есть свои мастера и свои ремесленники, однако хочется сказать с особенной гордостью, что именно у нас, на Урале, число подлинных мастеров своего дела поразительно велико. Заслуга ли это сурового уральского климата, где настоящая снежная зима длится не меньше четырех месяцев, влияние ли много лет проходящего здесь фестиваля, или же отгадка в чем-то другом — сказать сложно. Остается радоваться «числу и уменью» уральских мастеров.
Однако и столичные скульптуры не лыком шиты. В этом году московские мастера ледовой скульптуры изготовили фигуры героев русской народной сказки «Теремок». Каждая фигура не только изготовлена с использованием подсветки, но и способна передвигаться, благодаря специальной платформе. В результате москвичи получили возможность любоваться очень большим и очень ледяным кукольным театром :)
Тематика, к которой обращаются художники по льду, бывает самой разнообразной, от уже упомянутых русских сказок до космонавтики и спортивных достижений.
Отдельно стоит отметить такой подвид данного искусства, как копии сокровищ мировой скульптуры и архитектуры. Миниатюрные полупрозрачные Эйфелевы башни и сфинксы, Венеры Милосские и колокольни Ивана Великого высвечивают перед нами незамеченные ранее детали давно привычных линий.
Особенно ярко проявляются эти детали в первые часы таяния, когда давно знакомые очертания начинают истончаться, плавиться, — неуловимо глазом и оттого еще более поразительно и проникновенно.
Однако, как ни стыдно в этом сознаваться, в ледовой скульптуре больше всего мы любим ее несомненную принадлежность к миру праздничной, карнавальной культуры — нашего Новогоднего Детства.