Ковры

Существует особая магия вещей, сделанных руками. Как ни совершенствуются технологии — все-таки вещи ручной работы ценятся выше серийных. Вот и ковер, сотканный руками восточной мастерицы, нечто особенное, нежели напольное покрытие. Настоящий ковер излучает тепло и добрую энергию, совершенно преображает даже самый заурядный дизайн интерьера. Ценители и специалисты уверяют, что если уж покупать в дом ковер, то только ручной работы, благо, сегодня, в эпоху глобализма, любой ковер Вам доставят хоть в Москву, хоть в Екатеринбург, Челябинск или Пермь.

Существуют антикварные ковры (в основном, относятся к XVIII веку), «старина» (XIX век) и современные, обычно недорогие, вплоть до эконом-класса. Антикварные ковры могут стоить очень дорого: не один десяток тысяч долларов. Да и некоторые современные ковры стоят 7—10 тысяч долларов.

Традиционно ковры ручной работы изготовляют в Иране, Афганистане, Пакистане, Турции, Индии, Китае, Туркмении и Азербайджане. По узору современного ковра не всегда можно установить место его происхождения, хотя еще в прошлом веке специалист определил бы по узору не только страну, где ковер был изготовлен, но даже и народность. В ковровых орнаментах использовались знаки и символы, способные оберегать от врагов и темных сил. Для туркменских ковров характерны темно-красные тона и мелкий рисунок, для азербайджанских — броские медальоны геометрического рисунка, похожие на персидские мотивы, но последние не столь пестрые, в иранских коврах часто встречаются и растительные мотивы. Из восточных ковров наиболее известны «исфахан», «кашан», «фараган», «хоросан» (Иран);
«ушак», «ладик» (Турция); «куба», «ширван» (Азербайджан).

Персидские ковры считались и считаются самыми престижными. Так, например, у ковра «кам» в одном квадратном метре насчитывается более миллиона узлов. В иранских коврах применяется преимущественно полуторный узел сенне.

Чем определяется стоимость ковра? Помимо его художественной ценности, это стоимость сырья, красителей; цена зависит от размера ковра. И, конечно же, вложенный труд (на производство одного ковра может уйти больше года ежедневной работы). Чем больше плотность ковра (количество узлов в квадратном метре), тем выше ценность ковра, тем он долговечнее. Покупка ковра ручной работы — это своеобразный ритуал. Такая вещь требует от продавца не только определенных знаний, но и умения преподнести товар как произведение искусства.

Говорят, есть ковры изящные, как газели, яростные, «как арабские скакуны, сильные, как медведи гризли, очаровательные, как маленькие щенки», и невольно Вы соглашаетесь, и уже по-иному вглядываетесь в орнамент и трогаете, гладите ковер, как какое-то фантастическое животное. Настоящий ковер — он и есть живой, он меняет свой цвет в зависимости от освещения, он играет и имеет свое настроение.

Взгляните, например, на иранские (персидские) ковры: «бахтияри» — ковры, которые изготавливаются кочевыми племенами бахтияри, живущими на юго-западе Ирана, между Исфаханом и Милияром. Бахтиярские ковры имеют растительный орнамент, а также изображения животных, цветов и растений в квадратах, «текке» — тюркские ковры, которые ткут племена текке; известны на западе как бахарские ковры (город Бахара). Для них характерен геометрический рисунок и темно-красный цвет, иногда бывают сочетания бежевого с зеленым. Плотность 350000—400000 на 1 м2. Цена — от полутора тысяч долларов. «Кам» — ковры названы по имени священного города Кам. Они отличаются высокой плотностью (100000—1200000 узлов на 1 м2), ворс обычно шелковистый, отмечается разнообразие рисунков: цветы, кипарисы, сады, сцены охоты, вазы, птицы. Цена — от 3,5 тысяч долларов. Табриз — второй по величине город Ирана. Ковры из Табриза отличаются высоким качеством и разнообразием размеров. Наиболее известный орнамент — «махи». Состав — шерсть или шерсть с шелком. Цена — от 2500 долларов. Плотность 500000—600000 узлов на 1 м2. «Наин» — эти ковры ткутся в маленьком городе Наин в провинции Исфахан, который всегда славился производством высококачественной шерсти.

Узоры этих ковров так же прекрасны, как и узоры исфаханских ковров, часто это переплетающиеся гирлянды цветов. Цветовая гамма изысканна: цвет слоновой кости, белый с синим и зеленым. Основа ковра — тонкий хлопок, состав: шерсть и шелк. Цена — от 4 000 долларов. Плотность — 800000—900000 узлов на 1 м2. «Исфахан» — пожалуй, самое известное название персидского ковра. Эти ковры пришли к нам из древней столицы Персии — Исфахана; их первыми узнали на Западе. Во время правления шаха Аббаса эти ковры служили подарками правителям западных держав. Растительные мотивы, специальные переплетения, часто встречаются рисунки в виде медальонов. Основа — шелк или хлопок, состав: шерсть или шерсть с шелком. Цена — от 2 500 долларов. Плотность — 550000—700000 узлов на 1 м2.

К рассказу о коврах необходимо добавить информацию об уходе за ковром. Это важно знать, чтобы сохранить ковер. Мы слышали, что на Востоке, прежде чем ковер попадал к покупателю, его расстилали на рынке и вытаптывали, вымачивали, высушивали, выветривали, чтобы потом он был устойчив к различным физическим воздействиям.
Современные ковры не подвергают подобной «технологии подготовки» к продаже. Его следует отнести в специальную мастерскую для влажной обработки. Тогда ни чай, ни снег ему не будут страшны. Сухая чистка должна быть частой, даже если ковер выглядит совершенно чистым.

Дизайнер Теренс Конран замечает, что ковры, подобранные в тон интерьеру, смотрятся хуже, чем те, которые трактуются как самостоятельные произведения искусства. «Ковер может быть небрежным, как белая футболка, и служить только для тепла, чтобы на нем могла свернуться кошка или могли устроиться друзья». Самое главное качество ковра, по мнению этого дизайнера, — он должен быть ручной работы. Еще одно соображение в пользу покупки ковра ручной работы — это выгодное вложение денег. Хороший ковер не обесценивается. А через каких-нибудь 150—200 лет становится антикварным.

Главное достоинство персидских ковров: чем дольше они служат, тем лучше выглядят. Расцвет их красоты, говорят, наступает через 30—40 лет после изготовления. Поживем — увидим.