Итальянский дизайн: составляющие успеха

Прежде чем мы приступим к выбору мебели для нашего интерьера, хочется поговорить о феномене, который называется «итальянский дизайн» и «итальянская мебель».

Италия для нас — красота, искусство и вечный праздник. А еще название этой страны прочно ассоциируется со словом «дизайн». Благодаря итальянскому дизайну красота шагнула из дворцов и музеев в дома простых граждан. Быт многих людей стал более эстетичным, им стали доступнее произведения искусства, изготовленные по рисункам и идеям художников, которые специально занимались разработкой моделей мебели, светильников, посуды. Хорошие идеи были поставлены «на поток», растиражированы в миллионы экземпляров. В Европе это началось почти полвека назад. И это была революция. Но мы, даже Москва, не говоря о Екатеринбурге, Челябинске, Перми и т. д., узнали о ней и почувствовали ее последствия только недавно.

Об итальянском дизайне, причинах его успеха, много спорят. Думаем, что лучше всего высказался по этому поводу президент ассоциации Ассарредо Джулио Кастелли: «Как часто случается в истории, народы, проигравшие в войне, получают более мощный стимул, чем победители, чтобы работать и начать свою жизнь с нуля. Можно сказать, что для нас конец второй мировой войны послужил началом промышленного подъема: было создано большое количество малых и средних предприятий, которые и создали прочную базу для дальнейшего развития».

Именно тогда с развитием технологии, обусловленным военными потребностями, произошло объединение двух культур, до того разделённых в течение 200 лет промышленной революцией: гуманистической культуры Италии и технологической мировой культуры, сочетание которых обещало просто сказочные перспективы. Итальянские архитекторы, до этого в течение многих лет, сидевшие без работы, получили великолепный шанс объединить свои усилия с предпринимателями, способными рискнуть в этом новом деле. Немногочисленные крупные промышленные предприятия Италии (Оливетти, ФИАТ, Пьяджо) начали свои разработки в области техники: от пишущих машинок до транспортных средств — в то время как малые и средние фирмы сосредоточились на проблемах благоустройства жилья, что было особенно важно в стране, которая была разрушена войной. С 1945 года в Италии отмечается сильный рост жилищного строительства. Процентное соотношение владельцев собственных домов выросло в этот период с 40 % до 69 %.

Этот рост вызвал большой спрос на мебель и предметы интерьера. Необходимость восстановления жилищного строительства, социальные изменения вместе с увеличением потребительских расходов вызвали спрос на изделия, отвечающие самым высоким стандартам качества, для удовлетворения культурных потребностей людей с самым различным статусом, т. е  как дорогие, так и дешевые. Существенно увеличился спрос на товары, которые были бы менее стандартизированы, и эта тенденция в 90-е годы только возросла. Для удовлетворения этого спроса итальянские производители, не найдя пример в культуре других стран, нашли его в культуре родной страны, приспособив её под новые потребности потребителей. С этого момента произошел сдвиг в сторону всё большего обновления продукции с учётом традиции, которая составила прочную базу для процесса обновления.

В наше время в Италии и во всей Европе социальные изменения проявляются прежде всего в повышенном внимании к соотношению качества и цены, позволяя итальянской промышленности быть в авангарде таких областей, как вторичная переработка, экология материалов, нормы безопасности. Сегодня итальянский дизайн испытывает повышенное внимание к классическим и более спокойным формам, а также к природным материалам: натуральному дереву, камню, стеклу, керамике.

Цветовая гамма изделий — более спокойная и тоже близка к природным краскам. Италия — по-прежнему один из мировых центров дизайна. Именно здесь находят воплощение и становятся массовой продукцией идеи и разработки самых авангардных зарубежных дизайнеров: Филиппа Старка (Франция), Рона Арада (Англия), а также итальянских дизайнеров: Скарпа, Маджистретти, Пуппа и др.